Япония — великая литературная держава. Более четырех тысяч издательств, масса толстых литературных журналов и большое число профессиональных литераторов, пользующихся уважением нации. По количеству литературных премий Япония занимает ведущее место в мире. Самые престижные — имени Акутагавы и имени Мисимы — присуждаются за произведения «чистой» литературы, представителями которой являются Акутагава и Мисима. Но не менее престижна сегодня премия имени Наоки — этот романист пользуется огромной популярностью у массового читателя.
Эта граница внутри японской литературы между «высокой» серьезной, утонченной литературой и «низкой», массовой существует много лет. Премии Акутагавы и Наоки были учреждены одновременно в 1935 году и финансировались одним издательским домом. Их «мирное сосуществование» не исключало, но взаимно дополняло друг друга.
читать дальшеВ свое время Рабиндранат Тагор увидел особенность пути Японии в том, что она «дала жизнь совершенной по форме культуре и развила в людях такое свойство зрения, когда правду видят в красоте, а красоту — в правде». Это и японская поэзия — танка, хайку, и театр — Но, Кабуки, Дзёрури, и прозаические произведения великих японских писателей ХХ века — Рюноскэ Акутагава, Осаму Далзай, Юкио Мисима, Ясунари Кавабата, Дзюнъитиро Танидзаки, Такэси Кайко, Ясуси Иноуэ, Мицохару Иноуэ.
В России к японской литературе и искусству интерес непреходящий и трепетный. Последние годы в переводах на русский язык активно издавалась и классическая японская поэзия, и проза ХХ века. Предлагаемый вниманию читателя обзор японской литературы может быть использован в качестве аннотированного рекомендательного библиографического указателя или библиографического обзора.
Акутагава Рюноскэ (1892—1927) — известнейший японский писатель. В 1913 году он поступил на отделение английской литературы Токийского императорского университета и вскоре написал свои первые новеллы. Свою тему в литературе начинающий писатель определил как бесконечную вселенную человеческого духа, человеческой психологии. Литература должна заниматься не описанием чувств, — утверждал Акутагава, — а анализом психологии, и инструментом такого исследования должно быть событие.
Подобно химическому катализатору событие провоцирует человеческую психику на разнообразные проявления в поступках. Человеческую психологию можно анатомировать на фоне сколь угодно гротескных обстоятельств. Акутагава начал использовать свой метод на материале старинных хроник, которые стали в его произведениях инструментом для исследования человеческой психики. Квазиисторические новеллы «Расёмон» (1915), «Нос» (1916), «Бататовая каша» принесли ему славу и выдвинули в ряды лучших авторов того времени. Но инстинкт большого художника подсказывал писателю, что его метод идет больше от головы, что он слишком литературен, что надо искать дальше.
В рассказе «Носовой платок» Акутагава делает попытку разобраться: что такое искусство и как оно соотносится с жизнью. В заметках «Об искусстве» он пишет, что совершенство состоит в полном воплощении художественного идеала, в противном же случае служить искусству просто не имеет смысла. К этому времени в 1919 году уже вышли три сборника его рассказов, восторженно встреченных читателями, он был сотрудником крупной газеты «Осака майнити симбун». Во всей вселенной, — считает писатель, — есть только одно дело, которое заполняет жизнь до краев, не оставляя места ни для сожалений, ни для разочарований. Это дело — служение искусству.
Искусство приносит художнику высшие радости, окупает любые жертвы. В 1918 году публикуется одна из самых блестящих новелл Акутагава «Муки ада». В 20-е годы писатель много и плодотворно работает и до бесконечности ищет новые пути в творчестве. «Фантастика и реализм, средневековье и современность, политика и история, проза и драматургия, откровенный смех и тихая грусть, литературная простота и изощренная стилизация. Акутагава был мастером-виртуозом, он с невероятной точностью находил или создавал сюжеты, не зная и не желая знать при этом никаких запретов и литературных табу», — пишет А. Стругацкий в статье «Три открытия Акутагава Рюноскэ». Выходят его изумительные «Диалоги во тьме» — самоисповедь, представленная в виде бесед с Совестью, Искусством, Вдохновением.
«Акутагава Рюноскэ! Вцепись крепче корнями в землю!» — призывает он самого себя. Работа была смыслом его жизни. Впервые он берет объектом своего анализа не личность, а общество в целом. В 1927 году появилась на свет сатирическая утопия «В стране водяных» («Каппа») — блистательная пародия на буржуазную Японию и на самого себя как ее порождение и жертву. Кульминацией творчества писателя и кульминацией всей довоенной литературы Японии явились два произведения Акутагава Рюноскэ — «Зубчатые колеса» и «Жизнь идиота». В них сосредоточилось все богатство чувств и мыслей писателя, все его огромное мастерство и вся безысходность и безнадежность, в которую загнала себя культура. В возрасте 36 лет великий писатель уходит из жизни, может быть потому, что «его обнаженная совесть не в силах была терпеть постоянное соприкосновение с пошлостью». (А. Стругацкий). С 1935 года в Японии учреждена литературная премия имени Акутагава.
Кобо Абэ (настоящее имя Кимифуса) родился в 1924 году. Это уникальный японский писатель, которого читали и читают в России больше, чем на родине. Литературная известность пришла к нему после выхода в свет в 1951 году повести «Стена», удостоенной одной из высших литературных премий Японии — имени Акутагавы. Романы «Женщина в песках» (1962), «Чужое лицо»(1964), «Сожженная карта» (1967), «Человек-ящик» (1976) о жестокости и бессмысленности жизни, процессе отчуждения личности, трагическом одиночестве человека, утратившего иллюзии по отношению к миру и к самому себе.
Эти мотивы сближают его творчество с литературой экзистенциализма. Для Абэ жизнь — это стихия песка, которая не имеет «своей собственной формы, кроме среднего диаметра в одну восьмую миллиметра. Но ничто не может противостоять этой сокрушительной силе, лишенной формы». Однако если в романе «Женщина в песках» поиски смысла жизни приводят героя к готовности пойти людям навстречу, разделить с ними свое суровое прозрение, то в романе «Чужое лицо» и «Человек-ящик» Кобо Абэ показывает безвыходность ситуации, в которую попадает герой, спасающийся от самого себя, это «паралич сердца, или способности к чувству, анемия чувств».
Человек-робот, человек-маска, жизнь — как театр абсурда — об этом роман Абэ «Тайное свидание» (1977, русский перевод 1985). «Это антимир, все чужие друг другу: не могут чувствовать, со-чувствовать, не знают угрызений совести», — пишет об «антигероях» Абэ Татьяна Григорьева. Философская символика романов близка к жанру параболы, иносказательный образ которой тяготеет к символу. Отсюда же и известная рационалистичность их конструкции.
Пьесы «Охота на рабов», «Мужчина, превратившийся в палку», «Призраки среди нас», «Сказания о великанах», «Крепость» упрочили место Кобо Абэ в современной японской литературе. Оригинальность стиля, в которой реализм соединяется со свободным полетом фантазии и глубиной философских размышлений, сочетание национальной специфики и интернациональности — отличительные черты творчества Кобо Абэ.
После издания романа «Вошедшие в ковчег», написанного в 1984 году, писатель 7 лет ничего не публиковал. Последнее его произведение — роман «Записки кенгуру», вышедший в 1992 году, написан в стиле «гротескного символизма» (Г. Ш. Чхартишвили). Действие происходит в больнице, где смертельно больной главный герой путешествует в своих ночных кошмарах по некоему Диснейленду. Многие произведения писателя переведены на русский язык и продолжают издаваться.
Светлана Ермишко, главный библиограф библиотеки Мухинского училища
Из статьи "От Акутагава до Мураками"
Япония — великая литературная держава. Более четырех тысяч издательств, масса толстых литературных журналов и большое число профессиональных литераторов, пользующихся уважением нации. По количеству литературных премий Япония занимает ведущее место в мире. Самые престижные — имени Акутагавы и имени Мисимы — присуждаются за произведения «чистой» литературы, представителями которой являются Акутагава и Мисима. Но не менее престижна сегодня премия имени Наоки — этот романист пользуется огромной популярностью у массового читателя.
Эта граница внутри японской литературы между «высокой» серьезной, утонченной литературой и «низкой», массовой существует много лет. Премии Акутагавы и Наоки были учреждены одновременно в 1935 году и финансировались одним издательским домом. Их «мирное сосуществование» не исключало, но взаимно дополняло друг друга.
читать дальше
Светлана Ермишко, главный библиограф библиотеки Мухинского училища
Эта граница внутри японской литературы между «высокой» серьезной, утонченной литературой и «низкой», массовой существует много лет. Премии Акутагавы и Наоки были учреждены одновременно в 1935 году и финансировались одним издательским домом. Их «мирное сосуществование» не исключало, но взаимно дополняло друг друга.
читать дальше
Светлана Ермишко, главный библиограф библиотеки Мухинского училища